ПутЁвые заметки

Если вас критикуют

Критика — занятие неблагодарное и неблагородное. Тем более, что она может сломить человека, заставить его переживать по пустяковому поводу. Но вы не поддадитесь критике, не будете пасовать перед ней, если узнаете, что критикуют открыто по двум причинам:
1. Чтобы испытать чувство удовлетворения от превосходства над вами. Такие люди специально радуются, что у них лучше, больше и т. д. Они ждут от вас чувства униженности, разбитости.
2. Такие люди не умеют общаться, они настолько поверхностны, что не понимают обид, которые наносят.
Поэтому воспринимайте несправедливую критику как комплимент. А если это сделать сложно, то постарайтесь не обращать на нее внимания. Забудьте и идите дальше. Критика может быть вызвана завистью или ревностью. Тогда она будет выражена в форме претензии или даже приказа. Голос может быть раздраженный, нервный. Не пытайтесь оправдаться или потакать такой критике. Игнорируйте, защититесь непониманием, невосприятием.
Психологи считают, что люди, которые постоянно критикуют, не уверены в себе. С помощью критики они хотят закрепить свои позиции, а не указать на ваши ошибки. Скорее всего, таких критиков вы раздражаете, если ведете себя открыто и непринужденно.
Используйте с таким человеком свое обаяние и старайтесь отшутиться от критики, не воспринимая ее всерьез.
Также можно попробовать критиковать в ответ по совершенно другому поводу. Критикующий увидит себя как бы в зеркале и, может быть, остановится, задумается.
Если же критик упорствует, настаивает на своем, если он раздражен и нервничает, то стоит отступить. Психологи советуют отступать открыто, например, встать и уйти, чтобы показать свое недовольство и оставить человека одного обдумать положение. Не стоит ждать, что критик сразу изменится, но если он стал высказываться реже, то необходимо поддержать его в этом начинании.

О критике и критиках

Вспомните ситуацию, когда начинали делать что-то новое. Делать или просто думать об этом, рассуждать вслух. Наверняка, кто-то из окружающих людей тут же начинал критиковать ваши действия или мысли. Или в роли критика выступал внутренний голос, образы родителей, учителей или друзей.
Феномен критики и критиков существует с рождения первого человека. Представьте, как наш древний прародитель изобрел палку-копалку и показывал ее сородичам. Я уверен, что большинство из них были в роли критиков. Одни просто смеялись, другие пытались привести рациональные аргументы. "Почему эта палка не будет работать".
В большинстве случаев, критика неразрывно связана с изменениями. Со страхом изменений у конкретных людей. Для них критика становится защитой. Стеной, за которой укрывается привычное понимание мира и себя. Любое изменение может "взломать" эту картинку, вывести человека из состояния комфорта и стабильности.
Поэтому реальная цель критики - сохранить комфорт и привычное мировоззрение. Не попытка изменить мнение другого человека, вразумить его, направить на "путь истинный". Все это лишь ширмы. Ведь, любой критик обращается не к объекту свой критики, а к самому себе. К тем своим частям, которые все-таки хотят изменений. Он пытается заглушить их голос.

>>Несколько человек принялись как-то горячо и злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. Из-за этого спокойствия им стало как-то не по себе. Возникло неловкое чувство, и один из них обратился к Будде: «В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?».
«Ваше дело решать, оскорблять меня или нет,- ответил Будда,- А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я просто отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе». © Притча о молчании <<

По сути, взаимодействие критика и критикуемого - это разговор слепого с глухим. Каждый пытается доказать что-то себе и только себе. И человек, которого критикуют, ввязывается в бесконечный спор со своим внутренним критиком. Получается, что в обеих ситуациях - это процесс борьбы наших внутренних сторонников изменений с их противниками.
Критика может зацепить человека за "больное". За неуверенность и сомнения. Классно, если в этот момент направить фокус внутрь себя, а не вовне - в бессмысленный спор с критиком. То, что сегодня болит - завтра может стать точкой роста. Принести человеку развитие.
Поэтому, в любое критике есть несомненная польза. Если не обращать внимания на внешнее проявление, то реакция на критику - это индикатор личной целостности.
При этом у критики есть другая сторона - энергетическая. Такое ощущение, что заядлые критики (которые критикуют всех и вся) похожи на вампиров. Только питаются они не кровью, а мотивацией и жизненной энергией. Поэтому даже самому целостному и гармоничному человеку тяжело находиться долгое время в кругу критиков.

>> "Были знакомые, которые меня отговаривали, но для меня это как лакмусовая бумажка – люди в меня не верят. И я старалась поменьше общаться с такими людьми, проецирующими на меня собственные страхи. Но, наверное, мне повезло и самые главные люди: родные и друзья - были на моей стороне, когда я решила оставить работу. Люди, которые в тебе уверены на 100% - основной источник сил". © Ольга Павлыш, из статьи "Страх - это энергия"<<

Я знаю, очень легко критиковать других. Эти рельсы укладывают с самого детства. Родители, школа с ее системой оценки. Делением на черное и белое, правильное и неправильное. Поэтому, кажется совершенно естественным осуждать других, не принимать их "странности" и отличия.
Но чем больше живешь, тем больше понимаешь, что никакого "правильно" просто не существует. Понимаешь, что ты умеешь лихо критиковать других (и себя), но не умеешь давать обратную связь, просто договариваться с людьми.
Переключение с критики на другой формат (поддержку человека, реальное желание помочь ему) - это в каком-то смысле взросление. Я часто был в разных компаниях на мозговых штурмах и прочих "креативных" совещаниях. Удивительно, но со стороны мы были похожи на орущих маленьких детей. Каждый из которых пытается заслужить мамину любовь. Доказать, что он самый лучший.

>> "Брейнстормили почти шесть часов подряд, изведя при этом двадцать листов формата А1, шесть маркеров и около восьмидесяти чашек кофе, который варили в кафетерии «Кактуса» и, по указанию владельца бизнеса, приносили консультантам бесплатно. В конце концов, сильно устав и почти охрипнув от жарких споров, утвердили следующую схему презентации:
1) вступление
2) операционные модели
3) заключение
Глубина смысла, закладываемого каждым участником в пункты схемы, не поддавалась измерению". © из книги "Пятничный менеджер" <<

Естественно, эффективность таких собраний и штурмов была близка к нулю. Оказывается, чтобы просто понимать и уметь слышать друг друга недостаточно одного ума, пары высших образований или десятков лет профессионального опыта. Для этого нужна какая-то мудрость. Мудрость, которая не вырастает автоматически в определенном возрасте...
И мудрость эта вовсе не заключается в праве судить других людей. Ставить себя выше и умнее их. Для меня она равна многогранному видению мира. Верой, что возможно все. Пониманием, что сегодняшние ошибки становятся завтрашними победами. А конечной истины не существует. На эту тему мне нравится цитата Эриха Фромма:

>> "Я верю, что каждый человек - представитель всего человечества. Мы различаемся по уровню интеллекта, здоровью и талантам. И все же мы все - одно. Мы все - святые и грешники, взрослые и дети, и никто из нас не возвышается над другими и не судья им..." © Эрих Фромм, "Кредо" <<

В последнее время, когда я начинаю кого-то критиковать, то стараюсь внимательно наблюдать за этим процессом. Это удивительное путешествие в себя и мир. Если держать глаза открытыми, то можно увидеть невидимое ранее. Все то, что не принимаешь в себе самом... и уже потом в других людях.

Автор: Александр Соколов, 27.02.2007


Главная

Библиотеки и справочники

Литературные порталы

Hosted by uCoz